- Дата 17-01-2019
Важный нюанс !
Что подвигло меня написать эту статью, вы, дорогие мои, поймёте, прочитав ее до конца. Но, в самом начале, хочу сказать:
как бы мне хотелось, чтобы для каждого из вас стрельба из лука была простой, понятной, а главное - результативной.
Мы стремимся к этому - настраиваем луки, тщательно подбираем стрелы, подгоняем матчасть. Но, иногда, мы игнорируем самые, казалось бы, простые и понятные вещи, за что, неминуемо, расплачиваемся промахами и мгновениями разочарований. Вы спросите, о чем это я ? Речь сегодня пойдёт о лучной “D-петлe„
Мне очень часто приходится видеть насколько легкомысленно многие из вас относятся к петле на тетиве, наивно полагая, что достаточно просто привязать ее к тетиве, а дальше , трава не расти, релиз цепляется - значит все работает, значит - все хорошо. Если бы вы только знали, насколько это мнение утопическое!
Устанавливая D-петлю на тетиву, нужно учитывать множество факторов, и все они критически важны: насколько плотно садится ваш нок (хвостовик) на тетиву, какой зазор остаётся между седлом и хвостовиком , и какое давление (усилие зажима) испытывает ваш хвостовик стрелы в тот момент, когда лук растянут, и узелки петли давят на него. Все эти, казалось бы, банальные нюансы, несут в себе фундаментальные качества, напрямую отражающиеся на качестве и точности стрельбы.
Итак, давайте по порядку, чтобы все было как можно понятней, и вы не совершали ошибок при установке D-петли.
Всегда !!! Слышите ? Всегда начинаем с нока (с хвостовика стрелы). Берём стрелу и смотрим, как нок садится, защёлкивается на тетиве.
Очевидно, что нельзя, чтобы ваша стрела просто выпадала не держась на тетиве, но также, вы должны избегать того, когда ваш хвостовик слишком сильно, туго, защелкивается на тетиве. Как проверить, всё ли хорошо с вашим хвостиком?
Есть очень простой тест: заряжаем стрелу, двумя пальцами натягиваем тетиву примерно на 2-3 сантиметра от её изначальной плоскости и отпускаем тетиву. Если стрела не сходит с тетивы, значит хвостовик на ней сидит очень туго. Как избавиться от этой проблемы? Есть два пути: первый - нужно заменить хвостовики стрел на более подходящие. Второй путь, и он мне кажется самым логичным и правильным: мы меняем, перематываем центральную обмотку тетивы, сервируя ее нитью меньшего диаметра, либо сервируем той же нитью, но с более плотным прилеганием к тетиве, что, в свою очередь, сделает центральную обмотку чуть тоньше, тем самым, обеспечив идеальную посадку хвостовика.
Итак, зарядили стрелу, чуть-чуть натянули тетиву, отпустили -стрела слетела, это говорит о том, что мы на правильном пути.
Идём дальше.
Я надеюсь, все из вас знают, что такое - седло стрелы, и для чего его делают. Если нет, эта информация - для вас. Итак, я часто вижу и слышу, что многие просто завязывают петлю на тетиве, думая, что седло, вроде как, и не нужно. Это очень неверное мышление, подумайте сами: на тетиве привязаны два узелка, между ними помещается хвостовик стрелы. По большому счету, для этих двух узелков нет никаких препятствий, чтобы начать двигаться по тетиве, постепенно поднимаясь вверх или опускаясь вниз. Вы, конечно, можете сказать, что узлы затянуты так сильно, что никуда они не поползут, и, в большинстве случаев, так оно и будет, но, в тоже время, я хочу, чтобы вы, на секунду, представили себе, какую колоссальную деформацию испытывают узелки петли в момент полной растяжки тетивы. Когда вы растягиваете лук, в том месте, где у вас находится хвостовик стрелы, неминуемо образовывается острый угол, и узлы D-петли, под воздействием образованного угла, начинают съезжать друг к другу, тем самым, зажимая между собой хвостовик стрелы.
Этот процесс очень негативно сказывается на результативности выстрела. Узлы петли, зажимая между собой хвостовик, слегка задирают нос стрелы, и, когда в момент выстрела, релиз отпускает петлю, узелки петли разжимаются, освобождая зажатый хвостовик. Все эти мельчайшие процессы передаются от хвостовика стреле и стрела, сошедшая с тетивы и полки лука, летит, махая нам хвостом, куда угодно, но только не туда, куда мы целились.
Итак, какой вывод мы делаем? Правильно, нельзя допускать зажима хвостовика узлами D-петли! А как этого добиться ?
Очень просто! Обязательно, перед тем, как одеть D-петлю, нужно сделать седло для хвостовика стрелы.
Я очень надеюсь, что моя попытка обьяснить суть проблемы удалась.
Теперь, пара слов о самом седле, здесь нужно соблюдать несколько очень простых правил. Не допускайте, чтобы седло зажимало хвостовик, а для этого, нужно сделать зазор между хвостовиком стрелы и краями седла. Зазор делается примерно в 1 мм и всегда на верхнем участке седла. Другими словами, нижняя часть седла делается точно под хвостовиком стрелы, тем самым, позиционируя стрелу в нужном нам месте на тетиве, а верхняя часть седла делается выше хвостовика примерно на 1 мм. Тем самым, мы создаём благоприятные условия для хвостовика в момент, когда лук полностью натянут. Нок, в этот момент, чувствует себя в меру свободным, края седла его не пережимают и, в тоже время, само седло не даёт узелкам D-петли съезжать и воздействовать на хвостовик.
Вот, вообщем-то, и все на сегодня. Как я и сказал, все это просто, но, соблюдая эти правила, вы сможете в разы улучшить ваш результат в стрельбе .
P.S
Поучительный эпизод.
Совсем недавно, мне в личку пришло сообщение, автор которого, с ноткой отчаяния, просил меня помочь ему с пэйпер-тестом. По его словам, лук настроен, стрелы по жёсткости подобраны идеально, но пэйпер-тест, при этом, ни в какую не получался.
Естественно, я отозвался на просьбу и пообещал, пусть и дистанционно, что все настроим, все полетит, и будет мерседес. На следующий день мы начали тестовый отстрел по бумаге, мне казалось, что я предусмотрел все варианты данной проблемы, методом исключения, шаг за шагом, проводя анализ получавшихся разрывов на бумаге. Что мы только не делали! И центер - шот выставили, и по отверстиям Бергера позиционировали, и ёк-тюнинг применяли! Я даже согласился на то, что обычно не приемлю: двигали полку. Ничего не помогало! Нет, мы, конечно, приблизились к некому подобию мерседеса на бумаге, но, скажу вам честно, лично меня это - ну никак не устраивало.
Я начал думать, что у стрелка просто не хватает опыта, не поставлена техника, вот и летит все вкривь и вкось. На что получил однозначный ответ : «Я - перворазрядник, и стреляю не первый год». Честно вам скажу, в этот вечер эта загадка мне не давала покоя! Я ещё раз прокрутил все в голове: что я упустил? Но, в тоже время, я понимал, что мы предусмотрели буквально все, кажется мы попробовали все возможные варианты, в чем же дело? И тут, как гром среди ясного неба! Я набираю номер стрелка и задаю простой вопрос: «Дружище, а у тебя седло на тетиве в D-петле сделано?» На что получаю однозначный ответ: «Нет, просто завязана петелька и все !»
На следующий день нам понадобилось всего 10 минут, чтобы на бумаге был долгожданный мерседес оперенной стрелой и рядом пулевое отверстие от идеально прошедшей сквозь бумагу голой стрелы !